Статьи

  • О логопедических домашних заданиях

    Результативность коррекционной помощи ребёнку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении дефектов речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя – логопеда отводится домашним заданиям.

    Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление в домашних условиях у детей тех знаний и умений и навыков, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, всем направлениям развития речи, предусмотренных программным содержанием.

    Основные правила при выполнении заданий логопеда.

    1.Логопедические домашние задания выдаются в пятницу и возвращаются в понедельник (даже в случае болезни ребёнка).

    2.Домашнее задание ребёнок выполняет с родителями в течение 15 – 20 минут 2 – 3 раза в день.

    3. Если вы заметили, что у ребёнка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

    4. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом. Консультацию о правильном выполнении вы можете получить на консультации логопеда.

    5. Ваша речь должна быть образцом для ребёнка.

    6. Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи , однако, когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

    7. Пусть выполнение заданий станет игрой для ребёнка.

    8. Приучайте ребёнка бережно относится к тетради.

  • Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

    С того момента, как в руки ребёнка попадает карандаш, а это случается очень рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге, начиная со штрихов и каракулей. «Рука – вышедший наружу мозг», — писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.

    Учёные, изучая деятельность детского мозга, его психику, отметили огромное значение функции руки. Развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается не только на становлении полноценной детской речи, которая является непременным условием успешного обучения ребёнка в школе, но и на его интеллектуальном развитии. Перед нами стоит задача – развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта. Письмо – это сложный навык. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кистей всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

    В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Главное для нас не обучение письму, а подготовка к нему.

    Особое место здесь занимает штриховка. При выполнении штриховки ставим следующие задачи: — развитие мелких мышц пальцев и кисти руки; — развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур, соблюдать одинаковое расстояние между линиями) Учим детей штриховать: — параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо и справа налево; — по косым линиям, точками; — круговыми линиями, полуовалами; — волнистыми линиями. Однако, следует отметить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.

    Следующий вид работы по формированию графических навыков – работа с прописями. При выборе прописей обязательно учитываем величину и цвет клетки, качество печати. Цель работы с ними: -научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма; -научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и наоборот; -проводить линии в различных направлениях; -проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии; -воспитывать умение сосредотачиваться.

    Немаловажное значение придаём работе с трафаретами и фигурными линейками. В уголке по развитию мелкой моторики их большое количество разного вида и формы. В ходе организованной деятельности, на занятиях, даём детям задания по развитию графических навыков, цель которых: — закрепить навыки ориентировки на листе бумаги в перфокартах, лабиринтах и так далее; -развивать глазомер, умение видеть строку, соблюдать заданный интервал между палочками и фигурами, между линиями штриховки при использовании прописей; -правильно изображать те или иные фигуры, удерживать их в памяти при работе с трафаретами. В процессе выполнения графических упражнений дети ещё усваивают необходимые для письма гигиенические правила: как правильно сидеть, как положить руки, кисти рук, как правильно держать ручку, карандаш, тетрадь, одновременно начинать и заканчивать работу. Разные виды деятельности, при целенаправленном их применении не только способствуют развитию графических навыков детей, но и помогают развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

    Гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков у дошкольников.

    1. Посадка — дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена влево (вправо у тех кто леворукий).

    2. Положение карандаша — карандаш держат тремя пальцами : большим,указательным и средним, а безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы от стержня держать на расстоянии 1- 1.5 см.

    3. Положение тетради — тетрадь положить так, чтобы начало строки на странице, где идет работа, приходил ось на середину груди.

    4. Положение рук при письме — руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного- выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.

    5. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма. Общие рекомендации к организации работы по развитию графических навыков.

    6. Хорошая освещенность рабочего места.

    7. Контроль за осанкой ребенка.

    8. Систематичность 2-З раза в неделю по 7-10 минут, можно как часть занятия комплексного по математике (работа в тетради в крупную клеточку в старшем дошкольном возрасте).

    9. Расстояние от тетради до глаз должно быть не менее 33 см.

    10. Перед работой в тетради провести физпаузу, а после занятия упражнения для кистей рук.

    11. В каждую физминутку надо включать не более 2-3 упражнений.

  • Артикуляционные упражнения

    Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 3-4 раза в день по 5-10 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.

    Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики:

    1.Упражнения для нижней челюсти:

    «Окошко» — широко раскрыть рот, подержать под счёт до 5.

    Широко раскрыть рот – прикрыть – закрыть.

    «Жевательная резинка» — жевательные движения с сомкнутыми губами.

    «Мороз» — губы в улыбке, разомкнуты, лёгкое постукивание зубами.

    «Заборчик» — губы в улыбке, видны сомкнутые верхние и нижние зубы.

    2. Упражнения для губ:

    «Улыбка» — удерживать губы в улыбке под счёт до 5, зубы не видны.

    «Трубочка» — сомкнутые губы вытянуть вперёд, удерживать под счёт до 5.

    «Рамочка» — зубы сомкнуть, губы широко округлить, но не вытягивать.

    Удерживать под счёт до 5.

    Чередование «Улыбки», «Трубочки» и «Рамочки» под счёт.

    3. Упражнения для языка (рот открыт в полуулыбке, нижняя челюсть неподвижна)

    «Блинчик» — рот открыть, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать под счёт до 5.

    «Разомни язычок» — губы в улыбке, широкий язык «лопаткой» пошлёпать губами, покусать зубами.

    «Часики» — тянуться кончиком языка влево-вправо под счёт.

  • Эссе «Мои первые шаги в профессии»

    Моя мама была педагогом с большой буквы, её любовь к детям, своей профессии, думаю, унаследовала и я.

    Когда я была ребёнком, мне нравилось играть в больницу и школу – лечить, воспитывать и учить кукол. Я вела журнал и оценивала ответы своих любимых подопечных. Старалась подражать маме – быть строгой, но в тоже время и доброй. Я наблюдала, как она общается с детьми, за её приёмами работы, насколько она была убедительной, эмоциональной, требовательной и справедливой. Помогала маме в изготовлении наглядного материала – раскрашивала, вырезала к занятиям, пока мама писала планы на следующий день.

    Но, так уж сложилось, что я получила первоначально медицинское образование и проработав много лет медсестрой в разных учреждениях, я поняла, что хочу работать с детьми. Мне было легко и понятно получать педагогическое образование, так. как, педагогика тесно граничит с медицинской наукой и с каждым годом наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевой патологией, различной степени тяжести, я считаю, что моя профессия на сегодняшний день очень востребована.

    Сегодня очень высокая скорость жизненного темпа, в век новых технологий, родители к сожалению недостаточно уделяют времени своим детям, мало общаются, читают. Часто слышу вопрос об одном и том же: «Что вы сегодня кушали?»

    Меня воспитывали быть честной, отзывчивой, доброжелательной, любознательной, ответственной. за свои поступки и слова, этому же я стараюсь научить детей. Хочется привить навык уважительного отношения ко взрослым и своим сверстникам.’

    Восемь лет назад я получила высшее образование по специальности учитель – логопед. Знание медицинских аспектов мне очень помогает в выборе диагностики, методов и приёмов воздействия на речевой дефект воспитанников.

    Не все сразу получалось, были моменты радости и разочарования Вначале своей деятельности была неуверенность в себе, своих силах, если честно – боялась детей: вдруг я не смогу помочь детям, затем был страх перед родителями. Нарушение речи, в той или иной степени, ограничивает речевое общение ребёнка со взрослыми, сверстниками, а это отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, развитие психических процессов, формирование эмоционально – волевой сферы.

    Оказывает отрицательное воздействие на овладении грамотой, успеваемости, в конечном счёте – на выборе профессии. Моя задача, как специалиста заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

    Сегодня я работаю с удовольствием в прекрасных условиях, с дружным коллективом, в большом детском саду. Как и в любой профессии есть свои трудности, которые необходимо преодолеть. Для этого я учусь у опытных педагогов, учусь вместе с детьми: много читаю, изучаю новые технологии, участвую в профессиональных семинарах, профессиональных конкурсах. Стараюсь провести занятия эмоционально, интересно, применяя инновации и технологии, полученные на семинарах.

  • Эссе о маме

    Мамы никогда не умирают,

    просто рядом быть перестают.

    Моя мама была педагогом с большой буквы, её любовь к детям,  своей профессии, думаю, унаследовала и я.

    Когда я была ребёнком, мне нравилось играть  в больницу и  школу – лечить, воспитывать и учить кукол. Я вела журнал и оценивала ответы своих любимых подопечных. Старалась подражать маме – быть строгой, но в тоже время и доброй. Я наблюдала, как она общается с детьми, за её приёмами работы, насколько она была убедительной, эмоциональной, требовательной и справедливой. Помогала маме в изготовлении наглядного материала – раскрашивала, вырезала к занятиям, пока мама писала планы на следующий день.

    Но, так уж сложилось, что я получила первоначально медицинское образование и проработав много лет медсестрой в разных учреждениях, я поняла, что хочу работать с детьми. Мне было легко и понятно получать педагогическое образование, так. как, педагогика тесно граничит с медицинской наукой и с каждым годом наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевой патологией, различной степени тяжести,  я считаю, что моя профессия на сегодняшний день очень востребована.

    Сегодня очень высокая скорость жизненного темпа, в век новых технологий,  родители к сожалению недостаточно уделяют времени своим детям, мало общаются, читают. Часто слышу вопрос об одном и том же: «Что вы сегодня кушали?».

    Меня воспитывали быть честной, отзывчивой, доброжелательной, любознательной, ответственной. за свои поступки и слова, этому же я стараюсь научить детей. Хочется привить навык уважительного отношения ко взрослым и своим сверстникам.

    Восемь лет назад я получила высшее образование по специальности учитель – логопед. Знание медицинских аспектов мне очень помогает в выборе диагностики,  методов и приёмов воздействия на речевой дефект воспитанников.

    Не все сразу получалось, были моменты радости и разочарования                                            Вначале своей деятельности была неуверенность в себе, своих силах, если честно – боялась детей: вдруг я не смогу помочь детям, затем был страх перед родителями. Нарушение речи, в той или иной степени, ограничивает речевое общение ребёнка со взрослыми, сверстниками, а это отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, развитие психических процессов, формирование эмоционально – волевой сферы.

    Оказывает отрицательное воздействие на овладении грамотой,  успеваемости, в конечном счёте – на выборе профессии. Моя задача, как специалиста заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

    Сегодня я работаю с удовольствием в прекрасных условиях, с дружным коллективом, в большом детском саду. Как и в любой профессии есть свои трудности, которые необходимо преодолеть. Для этого я учусь у опытных педагогов, учусь вместе с детьми: много читаю, изучаю новые технологии, участвую в профессиональных семинарах, профессиональных конкурсах. Стараюсь провести занятия эмоционально, интересно, применяя  инновации и технологии, полученные на семинарах.